Программа развития 12.docx

Программа долгосрочного развития

Программа развития   МКДОУ 13-17г..doc

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МКДОУ ДЕТСКИЙ САД №12 «Горка»

на 2013-2017 г.г.

 

 

Пояснительная записка

 

Программа развития МКДОУ представляет собой рабочий документ для организации текущей и перспективной деятельности образовательного учреждения, целостную систему действий с четко определенными результатами.

Программа развития рассматривается как мощный и действенный инструмент, призванный обеспечить гарантированный, экономичный и своевременный переход в новое качественное состояние, и одновременно как инструмент, обеспечивающий управление этим переходом.

Программа развития отличается от традиционного плана работы ДОУ. Эти отличия обусловлены тем, что программа имеет:

  • стратегический характер;

  • инновационную направленность;

  • прогностический и перспективный характер.

Программа развития ДОУ опирается на положения современной концепции дошкольного воспитания и амплификации детского развития, концепции развивающего взаимодействия детей и взрослых – интегрирует в себе идею воспитания целостной личности ребенка и идею развития его творческого потенциала как необходимой базы для процесса личностного саморазвития.

 

 

Структура программы:

 

  1. Информационная справка.

  2. Проблемно-ориентированный анализ деятельности ДОУ.

  3. Концепция развития.

  4. Стратегический план перехода к работе в режиме развития.

  5. Анализ и оценка эффективности реализации Программы развития ДОУ.

 

 

Информационная справка

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Горка» г. Черкесска расположено по адресу ул. Строителей 1а

Дошкольное учреждение работает с 1967 года. В ДОУ функционирует 2 группы для детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет: 2-я младшая (3-4 года)  , старшие (5-7лет)   Проектная наполняемость ДОУ - 50 мест, реальная наполняемость- 50 мест.

В детском саду есть:  комната релаксации, логопункт, медицинский кабинет,  кабинет заведующего , кабинет зам. по АХР, пищеблок, прачечная, 2 участка для прогулок.

ДОУ расположен в районе где находится институт

В ДОУ сформирован грамотный, работоспособный коллектив. В ДОУ работает 4 педагога, из них 2 с высшим образованием, 2 с средним специальным образованием. На высшую категорию аттестовано 3 педагога,  на вторую – 1, без категории -0.

Педагогический коллектив поддерживает преемственные связи с другими дет.садами, сотрудничает с специалистами детской республиканской библиотеки им. Никулина, музыкальных школ № 1, 2.

В ДОУ осуществляется дополнительное образование с учетом склонностей и способностей детей и с целью обеспечения их максимальной самореализации. Работают изостудия, студия театрального творчества.

Педагогический коллектив осуществляет свою деятельность по Общеобразовательной программе МКДОУ №12 под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

 

Проблемно-ориентированный анализ деятельности ДОУ

 

Содержание деятельности ДОУ строится на основе нормативно-правовых документов, современных тенденций дошкольного образования, программно-методических требований, психолого-педагогических и гигиенических требований к организации, содержанию, методам воспитания и обучения детей.

В качестве основных документов, на которые ориентируется ДОУ, выступают: Конституция РФ, Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ», Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010г. №436 – ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Декларация прав ребенка, «Конвенция ООН о правах ребенка» и др.

Также ДОУ самостоятельно формирует нормативно-правовую основу: положения, должностные инструкции, другие регламенты, не противоречащие законодательству РФ в области образования. Разработаны положения: О совете педагогов, о попечительском совете, о родительском комитете, об аттестационной комиссии, экспертной группе, Договор ДОУ с родителями и др. Имеются должностные инструкции, регламентирующие деятельность всех сотрудников.

Педагогическая деятельность осуществляется на основе:

Примерных (временных) требований Минобрнауки РФ к содержанию и методам воспитания и обучения в ДОУ;

Программы воспитания и обучения в детском саду под ред. Н.Е Вераксы, М.А.Васильевой;

Комплекса частично используемых парциальных программ: Основы безопасности детей дошкольного возраста Р.Б Стеркиной, Развитие речи детей дошкольного возраста О.С. Ушаковой, Волшебный мир театра С. Мерзляковой;

Технологий: Л.Н.Пензулаева Физкультурные занятия, Т.Комарова Занятия по изодеятельности, Помораева Математика, С.Халезова Декоративная лепка, Л.Куцакова Конструирование и др.

Приоритетным направлением деятельности ДОУ было: духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Поэтому коллектив ДОУ в течение последних лет уделял особое внимание следующим проблемам:

  • совершенствование форм и методов работы с родителями;

  • формирование речи ребенка в процессе познания окружающего мира;

  • совершенствование работы ДОУ по организации подготовки детей к школе;

  • приобщение дошкольников к культурному и историческому наследию народов КЧР.

С целью повышения результативности работы проведены педагогические советы :

Совершенствование форм и методов работы с родителями (круглый стол),

Природа в познавательно-речевом, экологическом развитии ребенка (эколаборатория)

Старший дошкольник - будущий первоклассник (дискуссионный практикум)

Гражданско-патриотическая направленность воспитательно-образовательной работы с дошкольниками (педагогический лекторий) и др.

Семинары-практикумы, методические недели:

Взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам защиты прав ребенка;

Научить ребенка слышать и говорить – залог будущей грамотности;

Народное творчество и традиции;

Хорошие манеры;.

Театр-дети-творчество и др.

Консультации и рекомендации: Формирование нравственно-ценностного поведения у дошкольников;

Роль изодеятельности в подготовке к школе;

О детской субкультуре;

Активизация речевого общения дошкольников и др.

Важнейшими направлениями методической работы были:

-оказание методической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы;

-реализация творческих способностей с целью наиболее полного самовыражения личности педагога;

-совершенствование педагогического мастерства;

-обобщение, распространение, внедрение передового опыта в работу ДОУ.

В оздоровлении детей используются современные оздоровительные технологии:

Точечный массаж биологически активных точек;

Дыхательная гимнастика;

Психогимнастика;

Игровой массаж.

Неоднократно оценивался уровень развития педагогического коллектива, уровень профессионализма воспитателей, уровень их взаимодействия с родителями. 88% педагогов отметили, что уровень их профмастерства вырос через непрерывное образование и саморазвитие. Значительно повысился уровень работы по самообразованию у 56% педагогов, уровень взаимодействия с родителями у 45% педагогов. Ниже всего воспитатели оценивают свою работу по речевому, физическому развитию детей, по организации игровой, исследовательской деятельности. Большинство педагогов имеют мотивацию к овладению современными технологиями.

Отправной точкой при постановке целей и задач развития ДОУ являются прежде всего показатели развития детей.

Для определения уровня умственного развития детей проводится диагностика по всем направлениям з раза в год. Стабильно хорошими являются показатели познавательного и художественно-эстетического развития детей. (86,5%). Значительно ниже показатели физического и речевого развития ( 74%). Причины более низкого развития двух последних : маленький активный речевой запас у многих вновь прибывших детей нерусской национальности, слабое владение методикой развития речи детей, физического развития. Поэтому педколлективу необходимо улучшить работу по развитию речи детей за счет использования эффективных методов работы, повысить уровень владения методикой проведения физкультурных занятий, организации игровой деятельности, а также уделять больше внимания индивидуальным формам работы с детьми, на занятиях использовать активные методы обучения детей.

 

В ДОУ вопросу подготовки детей к школе придается особое значение. За последние годы отработана система взаимодействия с МОУ со школами. Выпускники ДОУ имеют достаточно высокий уровень подготовки к школе. Диагностика подготовки детей к школе показывает, что 25% выпускников имеет высокий уровень готовности, 73% средний уровень, 2% - низкий. Уровень подготовки растет из года в год (на 2%). Дети быстро проходят адаптацию в школе. Однако лишь 50% выпускников имеют 1-ю группу здоровья и идут в школу абсолютно здоровыми. Анализ успеваемости выпускников ДОУ, окончивших 3-й класс, показывает, что из 20 человек 5 человек учатся на отлично, 12 – на хорошо, 3 – на удовлетворительно. Неуспевающих нет.

Анализ уровня заболеваемости и распределения детей по группам здоровья показывает, что увеличивается число детей с 2-й и 3-й группой здоровья, показатели заболеваемости не снижаются.

Сделаны выводы о необходимости: улучшить работу по профилактике простудных заболеваний, .реализации плана физкультурно-оздоровительной работы; усилить контроль за физкультурно-оздоровительной работой; организовать валеологическую работу с детьми, родителями. Поэтому, приоритетными для дальнейшего развития ДОУ будут задачи активизации физкультурно-оздоровительной работы.

Изменилось отношение к организации дополнительного образования детей. Организованы кружки с максимальной реализацией способностей и интересов детей: изостудия, студия театрального творчества, песенного творчества, школа мяча и др. Дети, посещающие изостудию, театральную студию, неоднократно были участниками и победителями городских конкурсов.

Укрепление и развитие материально-технической базы ДОУ является и остается одной из главных задач. Усилиями всего коллектива детский сад стал уютным и красивым. В период действия Образовательной программы ежегодно проводился косметический ремонт групп, а также ремонт коридора первого этажа, музыкального зала, пищеблока, медицинского кабинета. Произведена замена сантехники во всех помещениях, приобретены стиральная машина, музыкальный центр. В группах приобретена новая мебель (стенки), видео и аудиоаппаратура, мягкий инвентарь (занавеси, паласы, ковровые дорожки), оборудование в игровой уголок, уголок природы, обновлены стенды в родительских уголках и др. Обогащены зоны и уголки в соответствии с приоритетным направлением: краеведческий уголок, уголок изо, уголок книги, уголок природы. Методический кабинет регулярно пополнялся новой методической литературой к Программе Н.Е. Вераксы, М.Васильевой и новейшим технологиям, наглядным материалом.

Остаются нерешенными вопросами : приобретение столов и стульев в соответствии с требованиями СанПина, современного физкультурного оборудования.

 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

 

Концепция развития ДОУ строится на базе педагогических идей Л.С.Выготского, П.Н. Блонского, А.В.Запорожца и др., на богатейшем опыте науки и новаторской практики ДОУ России.

Одна из важнейших задач ДОУ – охрана и укрепление здоровья детей. Исходя из этой задачи, ключевым понятием будет «здоровье». От здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и всестороннее развитие ребенка.

Другим важным понятием будет понятие «индивидуальность». Деятельность ДОУ направлена на реализацию возможности развития каждого ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Следующее ключевое понятие – «развитие», которое включает: психическое, физическое и духовное развитие.

Следующее понятие – это понятие «личность». Развитие личности ребенка- это качественные изменения в организме и психике, происходящие под воздействием окружающей действительности.

Методологические подходы:

  1. Профессионально-деятельный, комплексный и технологический подходы к формированию системы организации и управления учреждением, разработке программ профессионального роста педагогов и сотрудничества ДОУ и родителей,

  2. Аксиологический и культурологический подходы к определению приоритетных задач методической работы в контексте приобщения педагогов, воспитанников и их семей к ценностям отечественной культуры в процессе развития личности каждого ребенка и реализации его прав на свободу выбора деятельности и отношений,

  3. Гуманистический и личностно-ориентированный, дифференцированный подходы к определению содержания и выбору форм реализации воспитательно-образовательного маршрута каждого воспитанника.

Теоретическими основами для реализации данных подходов выступают концептуальные подходы к развитию системы образования, выделенные в Национальной доктрине образования РФ, Концепциях модернизации российского образования и Федеральной целевой программы развития образования.

Поэтому программа развития ДОУ предполагает решение задач развития учреждения с целью улучшения социальной ориентации воспитанников и повышения качества дошкольного образования, повышения мобильности и конкурентоспособности ДОУ за счет изменения подхода к совершенствованию его кадрового состава и взаимодействия с семьями воспитанников, расширения возможностей непрерывного образования и социального партнерства.

Кроме того, программа развития ДОУ опирается на положения современной концепции дошкольного воспитания и амплификации детского развития, концепции развивающего взаимодействия детей и взрослых – интегрирует в себе идею воспитания целостной личности ребенка и идею развития его творческого потенциала как необходимой базы для процесса личностного саморазвития в контексте:

  • познавательно-речевого развития;

  • физического развития;

  • художественно-эстетического развития;

  • социально-личностного развития.

Приоритетное направление деятельности ДОУ

 

Охрана и укрепление здоровья, формирование у детей здорового образа жизни –приоритетные направления государственной политики в области образования. Учитывая социальный заказ, ДОУ выбирает приоритетом своей деятельности: Здоровый дошкольник.

Коллективом будет разработана модель здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни детей. Она содержит следующие положения:

1.Реализация на практике следующих принципов создания здоровьесберегающего пространства в ДОУ:

  • природосообразности;

  • психофизической и умственной подготовленности детей к умственной нагрузке;

  • смены видов деятельности и динамичности восприятия;

  • охранительного режима.

2.Проведение мониторинга здоровья детей.

3.Выделение здоровьеукрепляющей и здоровьеформирующей работы воспитательно-образовательной и методической деятельности.

 

Основная цель: создать условия для всестороннего развития ребенка и гармоничного становления его ценностно-эмоциональных и ценностно-смысловых отношений с окружающим миром, для охраны и укрепления его физического и психического здоровья.

Педагогический коллектив ставит следующие задачи:

  1. Разработать основные направления деятельности ДОУ, обеспечивающие всестороннее развитие ребенка.

  2. Создать комплексную систему физкультурно-оздоровительной работы.

  3. Разработать и внедрить новые организационные формы и методы воспитания и обучения.

  4. Сочетать изучение развития ребенка с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития.

  5. Включить педагогов в исследовательскую деятельность с применением традиционных и новейших методик и методов изучения личности.

 

В плане действий выделяются следующие направления:

  • воспитательно-образовательное;

  • исследовательско – экспериментальное;

  • психолого-педагогическое.

Выполнение задач воспитательно-образовательного направления возможно при условиях:

  • комплектования педкадров и их расстановки;

  • внедрения инновационных технологий;

  • организации работы творческой группы;

  • работы с молодыми педагогами и др.

Осуществление задач в рамках исследовательско - экспериментальной деятельности предполагает:

  • корректировку результатов в целях выявления инновационного и творческого потенциала педагогов с учетом их стартовых возможностей.

В рамках психолого-педагогической деятельности планируются следующие мероприятия:

  • создание системы психологического комфорта в ДОУ;

  • участие педагогов в республиканских и городских мероприятиях.

Осуществление программы развития ДОУ предусматривает ряд требований к педагогам:

  • высокий профессионализм;

  • способность к творчеству и креативности мышления;

  • широкая эрудиция;

  • высокий уровень психолого-педагогической подготовки;

  • высокая общая культура и гуманистические установки по отношению к людям.

Управление реализацией программы:

  • нормативно-правовая основа реализации (изучение законодательных актов, нормативных документов, разработка локальных актов);

  • научно-методическое сопровождение образовательного процесса (организация работы советов, групп).

  • мониторинг индивидуальных результатов оздоровления, обучения, воспитания, развития ребенка;

  • динамика профессионального роста и индивидуальных достижений педагогов;

  • внедрение инноваций и обеспечение их методическим сопровождением;

  • построение образовательного процесса, предоставление дополнительного образования;

  • организация предметно-развивающей среды;

  • работа с родителями (образование и сотрудничество);

  • Взаимодействие с социумом (учреждения образования, здравоохранения, культуры).

 

Содержание деятельности ДОУ строится с учетом положений нормативно- правовых документов:

  • О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017г. Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. №761

  • Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ»

  • Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61

  • "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы" от 7 февраля 2011г. 361

  • О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного воспитания. 14.03.2000

  • Стандарт дошкольного образования (примерные требования Минобрнауки РФ к содержанию и методам воспитания и обучения детей в ДОУ).

Прогнозируемые результаты:

  • на уровне управления ДОУ и деятельности методической службы: создание творческих групп, банка инновационных идей, авторских методик, комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы.

  • в процессе реализации воспитательно-образовательного процесса:

а) в рамках интеллектуального развития: развитие любознательности и повышение умственной работоспособности детей на 11%, формирование социально-интеллектуальной компетенции у детей на 19%, развитие сенсорных и умственных способностей на 23%.

б) в рамках физкультурно-оздоровительного приоритета: снижение детской заболеваемости, формирование представлений детей о здоровом образе жизни и способах безопасного поведения, овладение разными видами двигательной активности на 23%.

в) овладение основными способами творческих действий в разных видах деятельности не менее 68% воспитанниками.

  • укрепление материально-технической базы ДОУ.

  • В ходе организации взаимодействия с родителями: удовлетворение потребностей родителей в основных и дополнительных образовательных услугах до 80%, заполнение сферы семейного досуга, повышение активности родителей.

vvvv

 


24.02.2016 / Администратор / 1728