Приоритетное направление работы

МКДОУ № 12 «Горка»

по теме: «Здоровый ребенок»

 

Валеологическое образование соответствует требованиям современного этапа общественного развития и новым целям дошкольного образования: приобщение к природной и социальной среде, формирующей образ современного человека.

Валеологическое образование позволяет и предусматривает обновление педагогических технологий. Ребёнок - активный участник педагогического процесса. Ориентация ребёнка на самопознание, самоопределение и самовоспитание, использование всего общественно-исторического опыта предшествующих поколений.

На основании этого приоритетная деятельность ДОУ №12 «Горка» направлена на получение начального валеологического образования.

В данном направлении реализуются парциальные программы дошкольного дополнительного образования «Зелёный огонёк здоровья» М.Ю. Картушиной, «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б Стеркиной.

Реализуемые программы соответствуют всем нормативно-правовым аспектам, указанным в Письме Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 года, № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа построена на идеях науки о здоровье – валеологии. В её основе лежат научно-обоснованные оздоровительные методики, адаптированные к определенному возрасту.

Данная программа направлена на получение валеологического образования, представления о том, что такое здоровье, как заботиться о своём здоровье, как сохранить и укрепить его.

Материал программы включает в себя не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребёнка. В программе представлена стратегия формирования здоровья.

Программа учитывает климатические и экологические особенности региона. Акцент в оздоровительной работе делается на профилактику простудных заболеваний, что актуально для региона.

Программа реализуется через кружковую работу и другие виды деятельности: еженедельные познавательные уроки здоровья, нетрадиционная утренняя гимнастика под классическую музыку, динамические оздоровительные паузы (физминутки, пальчиковые игры, телесные игры), «минутки здоровья» (самомассаж, дыхательная гимнастика, упражнения на коррекцию зрения), релаксационные упражнения, коммуникативные игры и тематические досуги, в процессе которых решаются оздоровительные, познавательные задачи.

 

Главная цель программы: создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Задачи:

  • Формировать культуру ЗОЖ, желание быть здоровым, формировать устойчивые привычки к здоровому образу жизни;

  • Воспитывать у детей сознательное отношение и потребность к сохранению и улучшению собственного здоровья;

Прививать гигиенические навыки, обучать приёмам закаливания, оздоравливать организм путем приобретенных навыков.

 

Принципы программы:

1. Принцип научности.

2. Принцип взаимодействия педагогов и медработников.

3. Принцип концентричности: повторяемость тем в разных возрастных группах.

4. Принцип последовательности.

5. Принцип теории с практикой.

6. Принцип активного обучения.

7. Принцип взаимодействия семьи и ДОУ, преемственности со школой.

8. Принцип результативности предполагает получение положительного результат

 

 

К программе составлено планирование текущей педагогической деятельности на учебный год для каждой возрастной группы. Приложение № 3

 

 

Формы и методы оздоровления детей

 

Формы и методы

Содержание

Контингент детей

  •  

Обеспечение здорового ритма жизни

Щадящий режим (адаптационный период)

Все группы

Организация микроклимата и стиля жизни группы

Рациональное питание

ООД по валеологии и безопасности

Все группы

  •  

Физические упражнения

Утренняя гимнастика

Все группы

ООД по физкультуре

Подвижные и народные игры

Физминутки

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика пробуждения после сна

Самостоятельная двигательная деятельность

Игровой самомассаж

Гимнастика для глаз

Все группы

Ритмическая гимнастика

Спортивные игры

  •  

Гигиенические водные процедуры

Умывание

Все группы

Мытье рук

Игры с водой

Обеспечение чистоты среды

  •  

Свето-воздушные ванны

Закаливание детей

Все группы

Прогулки на свежем воздухе

Обеспечение температурного режима

  •  

Активный отдых

Развлечения

Все группы

Праздники

Игры-забавы

Дни здоровья

Каникулы

  •  

Музыкотерапия

Музыкальное сопровождение режимных моментов и ООД

Все группы

  •  

Физиотерапия

Кварцевание

Все группы

  •  

Стимулирующая терапия

Лечебное смазывание носа оксолиновой мазью

Все группы

Витаминизация

 

 

 

График работы кружка.

 

День недели

Гркппа №1

Группа №2

Среда

16.05-16.35

16.05 – 16.20

 

Объём часов в год – 32 часа:

Возраст детей 3-4 лет 1 занятие по 15 минут

4-5 лет 1 занятие по 20 минут

5-6 лет 1 занятие по 25 минут

6-7 лет 1 занятие по 30 минут

 

СПОСОБЫ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ФИКСАЦИИ ДИНАМИКИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

Оценка результатов развития дошкольников строится на основе показателей развития, данных в программе по валеологическому развитию.

 

Показатели эффективности реализации программы:

  • Снижение заболеваемости (в динамике).

  • Стабильность функциональных показателей организма во всех сезонных периодах.

  • Сформированность валеологических навыков и представлений о здоровом образе жизни.

  • Использование полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

 

Диагностика:

1. Врач и медсестра составляют диагностическую карту ребенка, отражающую критерии здоровья. Педагоги проводят анкетирование родителей и тестирование валеологических знаний на начало учебного года.

2. Подводятся итоги, выстраивается перспектива дальнейшего валеологического образования и развития ребенка. Медработники анализируют динамику заболеваний ребенка в течение года, педагоги проводят повторное анкетирование родителей и тестирование и сравнивают с показателями в начале года.

 

 

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗЕЛЁНЫЙ ОГОНЁК ЗДОРОВЬЯ»

Условия реализации программы:

  • Управление реализацией программы,

  • Формы сотрудничества с семьёй,

  • Преемственность в работе со школой,

  • Создание предметно-развивающей среды,

  • Взаимодействие с другими учреждениями.

 

Управление реализацией программы:

 

  • нормативно-правовая основа реализации (изучение законодательных актов, нормативных документов, разработка локальных актов);

  • научно-методическое сопровождение образовательного процесса (организация работы советов, групп).

  • мониторинг индивидуальных результатов оздоровления, обучения, воспитания, развития ребенка;

  • динамика профессионального роста и индивидуальных достижений педагогов;

  • внедрение передового педагогического опыта, новых технологий и обеспечение их методическим сопровождением;

  • построение образовательного процесса, предоставление дополнительного образования;

  • организация предметно-развивающей среды;

  • работа с родителями (образование и сотрудничество);

  • Взаимодействие с социумом (учреждения образования, здравоохранения, культуры).

 

Содержание деятельности ДОУ строится с учетом положений

нормативно- правовых документов:

  • Национальная доктрина образования. РФ 05.01.2000.

  • Модернизация образования. РФ от 30.06.2000.

  • Письмо МО от 09.08.2000г. «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы».

  • О практике проведения диагностики развития в системе дошкольного воспитания. 704.99г.09.08.99г.

  • О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного воспитания. 14.03.2000г.

  • Письмо МО от 22.07.1997г. «О подготовке детей к школе».

  • Закон РФ от 10.07.1992г. № 3266/1 «Об образовании».

 

Организация работы с родителями и в социуме

 

Деятельность ДОУ строится в соответствии с социальным заказом родителей воспитанников.

В целях удовлетворения социального заказа работа педагогов осуществляется как внутри ДОУ, так и за его пределами.

Одно из основных условий эффективного сотрудничества ДОУ и семьи – работа по повышению педагогической культуры родителей. В основе сотрудничества лежит принцип открытости ДОУ обществу.

 

Работа с родителями строится с учетом следующих направлений.

 

  1. Пропедевтическая работа (анкетирование, опрос, тестирование, наблюдение)

  2. Просветительская работа (стенды, папки-передвижки, газеты, памятки, встречи, открытые просмотры).

  3. Интегративная работа (диспут, КВН, круглый стол, совместные мероприятия).

  4. Индивидуальная работа (консультации, рекомендации)

  5. Повышение активности родителей по приобщению детей к здоровому образу жизни через совместную деятельность:

    1. Совместные с родителями проекты деятельности;

    2. Привлечение родителей к проведению праздников, занятий, выставок;

    3. Привлечение родителей к организации кружков, студий, экскурсий;

    4. Проведение открытых просмотров;

    5. Выпуск газет, буклетов, альбомов;

    6. Организация встреч с специалистами.

 

 

Критерии эффективности работы с родителями:

 

  • Проявление интереса родителей;

  • Возникновение дискуссий по инициативе родителей;

  • Привлечение опыта родителей;

  • Повышение активности родителей.

 

 

 

 

Взаимодействие с другими учреждениями города

 

  • МКОУ СОШ – № 13. Взаимопосещения, совместные педсоветы, семинары, родительские собрания. Анализ готовности детей к школе.

  • Детская городская поликлиника. Диспансеризация детей. Сотрудничество со специалистами. Совместный контроль.

  • Драматический театр, филармония, детская библиотека, музыкальные школы №1,2. Совместные мероприятии с детьми, родителями, педагогами (валеологическая тематика)

  • Детская спортивная школа. Участие воспитанников в секциях школы.

 

В работе используются следующие формы:

  1. Дни открытых дверей;

  2. Организация встреч;

  3. Предоставление педагогической литературы;

  4. СМИ о работе ДОУ (публикация статей в периодической печати, выпуск передач по телевидению)

  5. Консультирование по вопросам воспитания.

 

 

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОУ

 

Целевая среда

Оборудование

Уголок здоровья в группах

Ростомер

 

Нетрадиционные самодельные пособия для коррекции зрения, для развития дыхания, профилактики правильной осанки и плоскостопия и др.

 

Дорожки здоровья

 

Пособия для проведения самомассажа

 

Познавательно-валеологические игры (лото, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые)

Групповая комната

Иллюстративно-дидактический демонстрационный и раздаточный материал

 

Наличие комплексов физминуток, разных видов гимнастик, фильмотеки, видиотеки и фонотеки.

 


29.04.2014 / 4869